1. Главная
  2. Блог
  3. Заболевания дыхательных путей
  4. Дыхательная гимнастика и дренажные упражнения при бронхите у детей

Дыхательная гимнастика и дренажные упражнения при бронхите у детей

21 октября 2025
185

Дети часто болеют простудой, которая затрагивает дыхательную систему. В некоторых случаях респираторные заболевания могут осложняться бронхитом, что требует особого подхода к лечению. Чтобы помочь ребенку быстрее восстановиться, врачи рекомендуют не только медикаментозную терапию, но и дополнительные методы. Например, эффективными считаются специальные упражнения для улучшения оттока мокроты, которые называют дренажными, а также дыхательную гимнастику, которая помогает справиться с кашлем и восстанавливать бронхолегочную систему после респираторных заболеваний.

Кроме того, дыхательная гимнастика играет важную роль в процессе выздоровления. Она помогает укрепить легкие, облегчить дыхание и ускорить процесс очищения бронхов. Такие занятия, если проводить их регулярно, могут существенно снизить риск осложнений и облегчить общее состояние ребенка.

Что такое бронхит у детей: симптомы и влияние на дыхание

Бронхит – это воспаление бронхов, «трубочек», проводящих воздух в легкие. У детей бронхи анатомически более узкие, чем у взрослых, их слизистая легко отекает. Поэтому даже небольшой воспалительный процесс в бронхах может существенно затруднить дыхание ребенка.

воспаленный-бронхит

Чаще всего бронхит вызывают вирусы ОРВИ (парагриппа, риновирус, РС-вирус и др.). Меньше чем в 10% случаев болезнь провоцируют бактерии: Мycoplasma pneumoniae, Chlamydophila pneumoniae и Bordetella pertussis. В основном бактериальная природа бронхита бывает у школьников и подростков.

Выше риск воспаления бронхов у детей:

  • с сопутствующей патологией (например наличие аллергии);
  • проживающих в зонах с повышенным загрязнением воздуха, где находятся промышленные предприятия;
  • курящих либо находящихся в среде, где много курят окружающие (пассивное курение);
  • страдающих от иммунодефицита. Ослабленная иммунная система делает организм менее устойчивым к воздействию внешних патогенов, таких как вирусы и бактерии, которые легко проникают в дыхательные пути.

Бронхит начинается с симптомов ОРВИ и в первые дни похож на обычную простуду. У ребенка появляется насморк, слабость и повышенная температура. Обычно она не превышает 37,5–38°C. Главное проявление бронхита – кашель, начинается с 2–3-го дня заболевания. Сначала он сухой, а спустя несколько дней становится влажным – откашливается мокрота. У малышей кашель может быть настолько сильным, что иногда вызывает рвоту. При правильном лечении уже через 5–7 дней состояние улучшается, и постепенно наступает выздоровление.

Важно! В раннем возрасте или при склонности к аллергии, наличии бронхиальной астмы бронхит может протекать тяжелее. В таких случаях развивается бронхиальная обструкция – сужение дыхательных путей. Тогда дыхание становится частым, шумным, появляется свист при выдохе. Ребенку трудно выдохнуть воздух, из-за чего при дыхании задействуется вспомогательная дыхательная мускулатура – мышцы живота и плечевого пояса. Также бронхиальная обструкция возможна при бронхите у школьников и подростков, если болезнь вызывала микоплазменная пневмония (Мycoplasma pneumoniae) или атипичная пневмония (Chlamydophila pneumoniae).

Если ребенок в детстве часто болеет бронхитом, особенно в тяжелой форме или с затяжным течением, это может отразиться на здоровье дыхательной системы в будущем. Хроническое воспаление слизистой оболочки бронхиального дерева делает бронхи гиперреактивными, и из-за любого раздражения возможен их спазм. Впоследствии это ведет к ухудшению функций легких. Например, ученые обнаружили четкую связь между тяжестью и частотой бронхитов в детстве и повышенным риском бронхиальной астмы и пневмонии во взрослом возрасте. А также у детей, болеющих затяжными бронхитами, повышен риск появления ХОБЛ (хронической обструктивной болезни легких) во взрослом возрасте и бронхоэктазов – когда бронхи теряют форму и упругость, превращаясь в «мешочки», где постоянно застаивается мокрота и сохраняется инфекция.

воспаление-бронхов-у-детей

Чтобы риск хронических болезней дыхательной системы в будущем был ниже, нужно правильно лечить бронхит в детстве. Среди рекомендаций врачей особое место занимают дренажные и дыхательные упражнения.

Значение дренажных упражнений при остром бронхите

В педиатрической практике часто возникает необходимость учитывать возрастные ограничения при назначении препаратов от кашля. Это связано с особенностями организма ребенка, в частности с тем, что у маленьких детей кашлевой рефлекс еще недостаточно развит. Кроме того, большинство лекарств, применяемых при кашле, действуют на увеличение объема мокроты, что может затруднить ее выведение у малышей.

Именно поэтому педиатры проявляют особую осторожность при выборе таких препаратов и назначают их только в случае необходимости. Вместе с медикаментозным лечением специалисты нередко рекомендуют использовать дополнительные методы, например, проводить специальные дренажные упражнения. Такие занятия помогают улучшить процесс отхождения мокроты у детей, которые не научились откашливать мокроту.

Подобный подход позволяет не только ускорить выздоровление, но и минимизировать риски, связанные с приемом лекарств, особенно у самых маленьких пациентов. Таким образом, сочетание медикаментозной терапии и физических упражнений становится оптимальным решением при лечении кашля у детей.

Польза дренирующих дыхательных упражнений

Дренаж бронхов позволяет активизировать работу дыхательной системы, стимулируя движение мокроты в сторону выхода из бронхов. Он включает в себя специальные позы, которые способствуют естественному отхождению слизи, а также дыхательные техники, усиливающие работу легких. Например, пациенту может быть предложено лечь на бок или живот с наклоном вниз, чтобы гравитация помогала перемещению мокроты. Кроме того, выполнение дренажных упражнений помогает улучшить вентиляцию легких. Это особенно важно для предотвращения осложнений, таких как пневмония. Когда дыхательные пути очищаются, организму становится легче бороться с инфекцией, а процесс выздоровления идет быстрее.

Помимо очищения бронхов, такие упражнения способствуют улучшению общего самочувствия пациента. Дышать становится легче, уходит чувство тяжести в груди, уменьшается кашель, а уровень кислорода в крови повышается, что положительно влияет на работу всего организма.

Основные принципы дренажных упражнений

Дренажные упражнения начинают, когда воспаление начинает утихать, как правило, на 4–5-й день заболевания, даже если сохраняется небольшое повышение температуры тела. Сначала рекомендуют выполнять дыхательные упражнения, которые сосредоточены на статике, а со временем переходят к движениям более активного характера.

Для успешного выполнения упражнений пациенту необходимо принимать положение, способствующее максимальному отхождению мокроты. Скорость ее стекания составляет примерно 1–1,5 см в минуту, поэтому продолжительность процедуры должна быть не менее 20 минут. Дополнительно можно использовать стимулирующий массаж грудной клетки, чтобы ускорить процесс очищения дыхательных путей.

Важным моментом является регулярность выполнения упражнений. Чтобы добиться максимального эффекта, их необходимо проводить систематически, в сочетании с назначенным врачом лечением. Только комплексный подход позволит справиться с болезнью и предотвратить ее переход в хроническую форму.

Эффективные дренажные упражнения

Для начала занятий вам не потребуется сложное оснащение или профессиональные инструменты. Все, что нужно, – это комфортная одежда и немного места вокруг.

Дренирование нижних долей легких

  1. Исходное положение – лежа на спине на кушетке без подголовника. Медленно поднимите прямые руки вверх (за голову). Затем потянитесь (вдох), далее примите исходное положение (выдох). Повторите 4–5 раз.
  2. Исходное положение – лежа на спине на кушетке без подголовника. Постарайтесь расслабиться и сосредоточиться на дыхании. На протяжении 1 минуты дышите медленно, используя диафрагму. Вдох делайте плавно и размеренно. Выдох старайтесь удлинять, выпуская воздух через губы, которые нужно сложить в форме «трубочки».
  3. Исходное положение – лежа на спине на кушетке без подголовника. Делая вдох, раскиньте руки в стороны. На выдохе подтяните колени к груди и обхватите их руками. Затем примите исходное положение. Повторите 4–6 раз. По окончании упражнения откашляйтесь.
  4. Исходное положение – лежа на спине на кушетке, пальцы сжаты в кулаки. Приподнимите прямые ноги и выполните ими движения, как при плавании кролем (вверх-вниз) на протяжении 15–30 секунд. Повторите 2–4 раза.
  5. Исходное положение – лежа на спине на кушетке, пальцы сжаты в кулаки. Быстрым энергичным движением выпрямите руку вверх, примите исходное положение и поднимите также другую руку. Повторите 4–6 раз.
  6. Исходное положение – лежа на спине на кушетке, пальцы сжаты в кулаки. Поднимите прямые ноги вертикально (вдох). Опуская ноги вниз, сядьте (выдох). Повторите 4–6 раз. Завершив упражнение, свесьте туловище с кушетки и попытайтесь откашляться.

Дренирование средней доли легких

  1. Исходное положение – лежа на животе, руки под подбородком. Поочередно отводите прямые ноги назад. Повторите 3–4 раза.
  2. Исходное положение – лежа на животе, руки в упоре на ладони, на уровне плеч. Выпрямляя руки, медленно поднимите верхнюю часть туловища, прогнитесь (вдох) 3–4. Примите исходное положение (выдох). Повторите 4–6 раз.
  3. Исходное положение – лежа на левом боку, левая рука – под головой, правая – вдоль туловища. Отведите прямую правую руку в сторону и назад с поворотом туловища направо (вдох). Примите исходное положение (выдох). Повторите 4–6 раз. То же самое повторите, лежа на правом боку. Завершив упражнение, свесьте туловище с кушетки и попытайтесь откашляться.
  4. Исходное положение – лежа на левом боку, левая рука – под головой, правая – вдоль туловища. Отведите правую руку (вдох). Согните правую ногу и, обхватив ее рукой, прижмите к груди. Затем примите исходное положение. Выдох – резкий, громкий, со звуком «ха». Повторите 3–4 раза. То же самое повторите, лежа на правом боку.

Дренирование верхних долей легких

  1. Исходное положение – лежа на спине на кушетке с подголовником. Быстро сжимайте пальцы в кулаки, одновременно разгибая «на себя» стопы. Повторите 10–12 раз.
  2. Исходное положение – лежа на спине на кушетке с подголовником, руки к плечам. Локти через стороны вверх (вдох). В исходном положении слегка сожмите локтями грудную клетку (выдох). Повторите 4–6 раз.
  3. Исходное положение – лежа на спине на кушетке с подголовником, руки ладонями вниз. Согните ноги в коленях и приподнимите таз. Задержитесь в этом положении (вдох), опустите ноги и примите исходное положение (выдох). Повторите 4–6 раз.
  4. Исходное положение – лежа на спине, руки раскинуты в стороны, ноги шире плеч, стопами удерживаются за края кушетки. Поворачивайте туловище вправо и влево, обеими руками тянитесь в ту же сторону. Повторить 4–6 раз. Завершив упражнение, свесьте туловище с кушетки и попытайтесь откашляться.
  5. Исходное положение – лежа на спине на кушетке. Постарайтесь расслабиться и сосредоточиться на дыхании. На протяжении 30 секунд медленно дышите, используя диафрагму. Вдох делайте плавно и размеренно. Выдох старайтесь удлинять, выпуская воздух через губы, которые нужно сложить в форме «трубочки».

Значение дыхательной гимнастики после бронхита

Гимнастика при бронхите – это комплекс упражнений, помогающих ребенку лучше откашливать мокроту и быстрее восстанавливаться после болезни. Такие упражнения не заменяют основное лечение, но служат дополнением к нему. Они направлены на улучшение дыхания и очищение бронхов естественным путем.

В период разгара болезни, если у ребенка повышенная температура и выраженное недомогание, занятия не проводятся. Дыхательная гимнастика обычно рекомендуется, когда спала температура и малыш пошел на поправку, но кашель сохраняется. Рассмотрим подробнее, чем полезна дыхательная гимнастика при бронхите.

Польза дыхательной гимнастики после перенесенного бронхита для полного восстановления

После перенесенного бронхита организму требуется время для полного восстановления. Дыхательные упражнения благотворно влияют на всю дыхательную систему ребенка. Они помогают не только вернуть легким прежнюю функциональность, но и улучшить общее самочувствие. Восстановительные упражнения также положительно влияют на кровообращение. Улучшение процесса насыщения крови кислородом способствует активизации всех систем организма, укрепляя иммунитет и повышая уровень энергии.

К основным положительным эффектам такой гимнастики относятся:

  • улучшение вентиляции легких. Глубокое дыхание повышает приток свежего воздуха в легкие и способствует более полному выведению углекислого газа. Чем больше кислорода получает организм, тем быстрее идут восстановительные процессы и тем лучше самочувствие ребенка;
  • очищение бронхов от мокроты. Специальные дыхательные упражнения улучшают дренажную функцию бронхов: воздух вибрирует при активном выдохе и изменяется давление в грудной клетке, благодаря чему облегчается отхождение мокроты. При дыхательной гимнастике бронхи словно «массируются» изнутри. В результате слизь не застаивается, а легко откашливается. Это особенно важно для профилактики осложнений бронхита, ведь скопившаяся мокрота служит питательной средой для бактерий и может привести к пневмонии;
  • снижение кашля и облегчение дыхания. Дыхательные упражнения тренируют дыхательную мускулатуру – диафрагму, межреберные мышцы. За счет этого дыхание становится более ровным и глубоким, проходит одышка. Кроме того, некоторые упражнения помогают расслаблению гладкой мускулатуры бронхов, а также снимают спазм мышц. В итоге частота кашлевых позывов уменьшается, дыхание становится более свободным;
  • укрепление легких и дыхательной мускулатуры. Дыхательные упражнения заставляют работать диафрагму и другие мышцы, участвующие во вдохе и выдохе. Благодаря этому растут их тонус и выносливость. Бронхолегочная система ребенка словно «тренируется» и в дальнейшем лучше справляется с нагрузкой при очередной инфекции.

Дыхательная гимнастика считается безопасной для детей. Ее включают в лечение даже совсем маленьких пациентов – в форме игр, надувания мыльных пузырей или дыхания через трубочку. Для малышей это скорее веселое занятие, чем лечение, но при этом их легкие начинают работать лучше. Главное – правильно выбирать упражнения и заниматься без перегрузки.

Основные принципы дыхательной гимнастики

Чтобы дыхательная гимнастика принесла максимальную пользу и не навредила, нужно придерживаться нескольких простых правил. Родителям следует выполнять упражнения вместе с ребенком, показывая, как делать правильно, на своем примере. Ниже – основные принципы.

Глубоко и медленно дышать. Основу гимнастики составляет глубокое дыхание диафрагмой. Ребенка нужно учить делать медленный вдох через нос, стараясь максимально наполнить воздухом нижние отделы легких. Живот при этом чуть выдвигается вперед. Затем следует плавный выдох через рот. Глубокое дыхание носом успокаивает и снижает напряжение мышц дыхательных путей. Медленный выдох помогает предотвратить спазм бронхов. Такой ритм дыхания улучшает газообмен: больше кислорода поступает в кровь, а углекислый газ эффективно выводится. Если ребенок слишком маленький, объясните, что делать, в игровой форме: например, предложите ему медленно понюхать воображаемый цветок (вдох носом) и плавно подуть на мыльный пузырь (выдох ртом).

Постепенно увеличивать нагрузку. Начинать занятия нужно с простых упражнений и малого количества повторов. В первый день достаточно 5–10 минут дыхательной гимнастики. Каждый день длительность и интенсивность сеанса можно слегка увеличивать, ориентируясь на самочувствие ребенка. Следите, чтобы ребенок не переутомился и не потерял интерес. Например, если упражнение дается тяжело или вызывает кашель, лучше сделать перерыв. Со временем дыхательная мускулатура окрепнет, и заниматься станет проще. Также не стремитесь сразу сделать целый комплекс упражнений – начните с 1–2, затем добавляйте новые.

Удобно расположиться во время занятия. Упражнения выполняют в положении, в котором ребенку легко дышать. Обычно это поза сидя на стуле с прямой спиной или стоя. Можно заниматься и лежа (например, если ребенок маленький) – в этом случае под голову кладут невысокую подушку. Главное, чтобы одежда не стесняла грудную клетку. Если ребенок испытывает сильное утомление или его состояние не позволяет заниматься, упражнения временно отменяются. В таких случаях важно учитывать уровень его энергии и физические возможности, чтобы не перегружать организм. Занятия проводятся только тогда, когда ребенок готов к активности и может полноценно участвовать.

Регулярно делать дыхательную гимнастику. Дыхательная гимнастика дает эффект только при регулярном выполнении. Заниматься рекомендуется ежедневно, 1–2 раза в день. Следует пройти полный курс сеансов в течение 10–14 дней или больше, в зависимости от рекомендаций врача. От разовых занятий не будет эффекта.

мама-с-ребенком-делают-дыхательную-гимнастику

Одна из самых известных в России дыхательных методик для периода реабилитации – гимнастика, созданная Александрой Николаевной Стрельниковой (советская оперная певица и педагог). Она основана на особой технике дыхания: коротких активных вдохах носом, совмещенных с движениями, и пассивных выдохах ртом. Такой способ дыхания помогает усилить воздухообмен в легких, улучшить кровообращение, активизировать обмен веществ. В результате дыхательная гимнастика, разработанная Стрельниковой, способствует очищению бронхов, уменьшению воспалительных процессов и укреплению иммунитета, что делает ее полезной при болезнях дыхательной системы. После курса занятий улучшается функция дыхания, реже возникают приступы кашля и полное выздоровление наступает быстрее.

Эффективные дыхательные упражнения для ребенка

Рассмотрим несколько простых и эффективных упражнений из дыхательной гимнастики по Стрельниковой, которые можно выполнять детям при бронхите. Чтобы начать заниматься, не нужно специальное оборудование – понадобятся только удобная одежда и немного свободного пространства.

«Ладошки»

Ребенок стоит прямо, сгибает руки в локтях, ладони разворачивает вперед. Делает 4 коротких вдоха носом, сжимая ладони в кулаки на каждом вдохе. После – опускает руки и спокойно выдыхает ртом, расслабившись. Отдыхает примерно 4 секунды. Серию движений повторяют 24 раза. Упражнение «Ладошки» тренирует дыхание, развивает мышцы рук и груди, улучшает вентиляцию легких.

«Погончики»

Исходное положение – стоя, руки прижаты к животу, кисти сжаты в кулаки. Ребенок делает 8 вдохов носом, одновременно опускает руки вниз и слегка напрягает плечи. Затем он выдыхает, расслабляется и возвращается в исходное положение. Пауза между подходами – 4 секунды. Упражнение следует повторить 12 раз. «Погончики» укрепляют мышцы плечевого пояса, улучшают вентиляцию легких.

«Насос»

Ребенок встает прямо, ноги на ширине плеч. Делает легкий наклон вперед (спина округлена, руки опущены) и одновременно вдыхает воздух носом. На подъеме – пассивный выдох. Упражнение выполняется сериями по 12 повторений. «Насос» помогает очищению бронхов, улучшает работу диафрагмы и вентиляцию легких.

примеры-упражнений-из-дыхательной-гимнастики-по-стрельниковой

«Кошка»

Исходное положение – стоя, ноги чуть шире плеч. Ребенок слегка приседает, одновременно поворачивает корпус вправо, делает короткий вдох носом. Затем движение влево – снова вдох. Следует выполнять хватающие движения руками на вдохе и поворачиваться только в талии. Упражнение делают сериями по 12 повторений. «Кошка» развивает подвижность грудной клетки, снимает напряжение с дыхательной мускулатуры, облегчает дыхание.

«Обними плечи»

Ребенок сгибает руки в локтях и поднимает их на уровень плеч. На коротком вдохе носом руки двигаются навстречу друг другу, словно обнимают плечи, но не скрещиваются. Выдох – свободный. Между подходами делают паузу на 4 секунды. Упражнение повторяют 12 раз. Оно улучшает вентиляцию верхних отделов легких, укрепляет мышцы груди и спины.

«Большой маятник»

Ребенок делает наклон вперед, вдыхает воздух, руки скользят вниз по телу. Затем он поднимается, обхватывает плечи руками и делает еще один вдох. Выдохи – свободные. Выполняют по 12 повторений. Упражнение активизирует приток кислорода ко всем отделам легких, улучшает кровообращение и работу диафрагмы.

Во время занятий хвалите ребенка за старания. Можно сопровождать тренировку веселыми стихами или музыкой, чтобы заинтересовать малыша. Помните, что главное – не идеальная техника дыхания, а регулярные занятия и позитивный настрой. Даже если какое-то движение получается не совсем точно, все равно дыхательная система укрепляется и выздоровление от бронхита приближается.

Мы собрали гимнастику в удобную ссылку, сохраните страницу в браузере или скачайте памятку, чтобы подсказки были всегда под рукой.

мама-с-ребенком-смотрят-на-телефоне-дыхательную-гимнастику

Рекомендации по выполнению дренажных упражнений и дыхательной гимнастики

Чтобы занятия шли на пользу, соблюдайте простые рекомендации:

  • выбирайте подходящее время для занятий. Лучше заниматься дыхательной гимнастикой утром и днем. По утрам упражнения помогут активизировать дыхательную систему после сна и откашлять скопившуюся за ночь мокроту. Днем – поддержат дыхательную мускулатуру в тонусе. Вечером от активных дыхательных упражнений лучше воздержаться, чтобы не нарушить сон и не вызвать ночной кашель;
  • подготовьтесь к тренировке. Комнату следует проветрить перед занятием, чтобы воздух был свежим и более влажным. Сухой и горячий воздух раздражает дыхательные пути, сводя на нет пользу гимнастики. Хорошо, если в помещении есть увлажнитель воздуха – включите его перед тренировкой. Температура воздуха должна быть комфортной, не ниже 18°C, чтобы ребенок не замерз. Заниматься можно и на улице, если погода хорошая. Свежий воздух усилит эффект дыхательной гимнастики;
  • следите за продолжительностью тренировки и нагрузкой. Сначала занятие должно длиться около 10 минут. Делайте перерывы между упражнениями – пусть ребенок отдохнет. Не стремитесь выполнить много упражнений сразу. Лучше заниматься качественно и в удовольствие сделать 2–3 упражнения, чем заставлять ребенка тренироваться подолгу и через силу. Постепенно, день за днем можно увеличить время занятия до 15–20 минут и количество повторов каждого упражнения. Наблюдайте за состоянием: если ребенок устал, закашлялся, у него закружилась голова или участилось дыхание – остановитесь, сделайте перерыв;
  • обеспечьте доступ к воде. Перед началом гимнастики дайте ребенку выпить немного теплой воды. Теплое питье помогает разжижать мокроту. Во время занятий под рукой также должна быть бутылка с водой – если начнется кашель, несколько глотков помогут его облегчить. После тренировки желательно выпить воды, чтобы увлажнить слизистую оболочку дыхательных путей;
  • занимайтесь вместе с ребенком. Детям намного веселее делать гимнастику не в одиночку, а со взрослыми. На совместном занятии вы покажете правильный пример и подбодрите малыша. Можно превратить занятие в игру или соревнование: кто дольше протянет выдох, кто крепче сожмет ладошки, кто больше похож на кошку и т. п. К тому же упражнения на дыхание полезны и взрослым – вы сами почувствуете прилив сил, а самочувствие улучшится.

Важно! Не проводите гимнастику, если у ребенка не дышит нос. Ему будет трудно заниматься, потому что первый этап упражнений – это вдох через нос.

Лечение бронхита и дополнительные меры для облегчения состояния

Чтобы вылечить бронхит без последствий, важен комплексный подход. Вместе с дыхательной гимнастикой врачи рекомендуют и другие методы, которые помогут ребенку быстрее поправиться.

Общие советы

  1. Умеренная физическая активность. Даже при болезни ребенку полезно двигаться. Как только спадет температура и улучшится самочувствие, поощряйте спокойные игры, по возможности гуляйте на свежем воздухе. Движение улучшает кровообращение, стимулирует вентиляцию легких и помогает дыхательным путям очищаться от мокроты естественным образом.


    дополнительные-меры-в-лечении-бронхита

  2. Правильное питание. В период болезни и восстановительного периода ребенку нужна легкоусвояемая, витаминная пища. В рационе должны быть продукты, богатые витаминами A, C, E и антиоксидантами: свежие фрукты (цитрусовые – если нет аллергии, ягоды, яблоки), овощи (морковь, брокколи и др.). Белковая пища (постное мясо, птица, рыба, молочные продукты) поможет тканям дыхательных путей восстановиться после воспаления.
  3. Ингаляции. Доктор может посоветовать проведение ингаляций с использованием противовоспалительных средств, чтобы снизить отечность в бронхах. Кроме того, при возникновении бронхоспазма часто назначаются препараты, способствующие расширению бронхов.

Медикаментозное лечение – основа лечения бронхита

В основе развития бронхита лежит воспаление в слизистой бронхов. Чтобы устранить воспаление, уменьшить симптомы бронхита, облегчая дневной и ночной кашель, а также улучшить отхождение мокроты у детей, врачи назначают препараты с комплексным действием. К таким препаратам относится противовоспалительный негормональный препарат Реглисам. Он обладает выраженным противовоспалительным действием и мягким отхаркивающим эффектом, благодаря чему не только эффективно снимает отек и воспаление слизистой бронхов, но и облегчает отхождение мокроты. Реглисам не увеличивает объем мокроты, что важно в лечении малышей, которые еще не умеют ее откашливать. Препарат применятся начиная с 5 месяцев жизни.

Реглисам может применяться при бронхите как в острый период (курсом на 10–14 дней), так и в период реабилитации после перенесенного заболевания для устранения остаточного воспаления (курсом до 1 месяца).

реальные-отзывы-на-препараты-реглисам

Заключение

Дренажные упражнения и дыхательная гимнастика – простые, безопасные и в то же время эффективные методы помощи ребенку во время и после бронхита. Регулярные упражнения улучшают вентиляцию легких, облегчают отхождение мокроты, уменьшают кашель и помогают быстрее восстановить нормальную работу дыхательной системы после болезни. Выполнять упражнения можно дома, под контролем взрослого, в игровой форме, без специального оборудования, они могут стать частью ежедневного ухода за ребенком в этот период. Но не стоит забывать и о медикаментозном лечении в сочетании с другими подходами к терапии. Современные безопасные лекарства, двигательная активность и правильное питание при бронхите лучше работают в комплексе.

Ни одна из гимнастик не заменяет, а дополняет медикаментозное лечение бронхита. Попробуйте включить технику дыхания в распорядок дня ребенка. Всего 10 минут занятий в день принесут ощутимую пользу: малышу станет легче дышать, кашель будет проходить быстрее, а дыхательная система укрепится.

Правильно лечите бронхит у детей с ранних лет – и тогда риск последствий для здоровья в будущем будет минимальным.

Будьте здоровы!


реглисам-купить


Об авторе
Медицинский редактор

1. Инструкция по применению лекарственного препарата Реглисам (РУ ЛС-001722). 2. Резолюция Экспертного совета по вопросу применения противовоспалительного препарата аммония глицирризината в лечении острых инфекций дыхательных путей и аллергических заболеваний респираторного тракта. Геппе Н.А., Малахов А.Б., Павлинова Е.Б., Мельникова И.М., Камаев А.В., Богданова А.В., Кондюрина Е.Г., Одинаева Н.Д., Мегирян М.М., Конова О.М., Миронова А.К., Богорад А.Е., Гаймоленко И.Н., Ермакова И.Н., Зайцев А.А., Ивахненко Е.Ф., Ильенкова Н.А., Кулагина В.В., Клюхина Ю.Б., Лев Н.С., Лютина Е.И., Мещеряков В.В., Михалев Е.В., Мозжухина Л.И., Побединская Н.С., Скачкова М.А., Сорока Н.Д., Тришина С.В., Шуляк И.П. Педиатрия. Consilium Medicum. 2022; 4:317–321. DOI: 10.26442/26586630.2022.4.201953. 3. Исследование клинической эффективности аммония глицирризината у детей дошкольного возраста из группы высокого риска формирования бронхиальной астмы. Вопросы практической педиатрии. Камаев А.В., Трусова О.В., Макарова И.В., Коростовцев Д.С. 2018;13(4):104–111. 4. Бронхиальная обструкция на фоне острой респираторной инфекции у детей дошкольного возраста: диагностика, дифференциальная диагностика, терапия и профилактика. Геппе Н.А. [и др.] -М.: МедКом-Про, 2019-80 стр. 5. Острые инфекции дыхательных путей у детей. Диагностика, лечение, профилактика: клиническое руководство. Геппе Н.А. [и др.] – 2-е изд., обновленное и дополненное – М.: МедКом-Про, 2020 – 254 с. 6. Клинические рекомендации. Бронхит, 2024. 7. Citation: Zhang, J.; Wurzel, D.F.; Perret, J.L.; Lodge, C.J.; Walters, E.H.; Dharmage, S.C. Chronic Bronchitis in Children and Adults: Definitions, Pathophysiology, Prevalence, Risk Factors, and Consequences. J. Clin. Med. 2024,13, 2413 doi.org/10.3390/jcm13082413. 8. Perret J.L., Wurzel D., Walters E.H., Lowe A.J., Lodge C.J., Bui D.S., Erbas B., Bowatte G., Russell M.A., Thompson B.R., Gurrin L., Thomas P.S., Hamilton G., Hopper J.L., Abramson M.J., Chang A.B., Dharmage S.C. Childhood 'bronchitis' and respiratory outcomes in middle-age: a prospective cohort study from age 7 to 53 years. BMJ Open Respir Res. 2022 Jun; 9 (1): e001212. doi: 10.1136/bmjresp-2022-001212. PMID: 35725733; PMCID: PMC9240942. 9. Кузнецова В.С. Дыхательная гимнастика А.Н. Стрельниковой и ее влияние на организм человека. Международный научный журнал «ВЕСТНИК НАУКИ» № 5 (50) Т.4. МАЙ 2022 г. С. 270–272. 10. Лечебная физкультура при заболеваниях органов дыхания: учебное пособие / Г. И. Булнаева; ФГОУ ВО ИГМУ Минздрава России, Кафедра факультетской терапии. –Иркутск: ИГМУ, 2022 – 50 с. 11. Ачкасов Е.Е., Таламбум Е.А., Хорольская А.Б. Лечебная физическая культура при заболеваниях органов дыхания / Ачкасов Е.Е., Таламбум Е.А., Хорольская А.Б., Руненко С.Д., Султанова О.А., Красавина Т.В., Мандрик Л.В. М.: Триада – Х, 2011, 100 с. 12. Национальное руководство. Физическая и реабилитационная медицина. Краткое издание. Под редакцией профессора Г.Н. Пономаренко. Заболевания дыхательной системы. Глава 3. Москва. ГЕОТАР-Медиа. 2017.

Может быть интересно

8 (800) 222-42-72
Горячая линия